Официальный информационный портал ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Официальный информационный портал ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ТЕСТЫ ЕГЭ on-line

Новые документы

Документы

Авг 13, 2014 1480
Должностная инструкция классного руководителя Конвенция о правах ребенка Модернизация…

Положения

Авг 13, 2014 1486
Положение о методическом объединении учителей – предметников МБОУ «СОШ № 60» Положение о…

Опрос

Какого материала должно быть больше представлено на сайте?

для учеников
vote
для родителей
vote
для учителей
vote

ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1.Организационные:

  • составление и утверждение планов работы;
  • избрание родительского комитета;
  • распределение общественных поручений;
  • разработка мероприятий с участием родителей.

2.Собрания по плану группового всеобуча родителей.

3.Тематические.

4.Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).

5.Собрания-практикумы.

6.Итоговые и т.д.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.

2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности.

3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1.Выбор темы собрания.

2.Определение целей родительского собрания.

3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).

5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.

6.Приглашение родителей и других участников собрания.

7.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

  • повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и колледже;
  • содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность группы;
  • выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию учащихся, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности;
  • пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;
  • подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени.

 

 

ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

  1. Родительское собрание является необходимым атрибутом  жизни учащихся. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.
  2. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
  3. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашей группы, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
  4. Особое внимание обратите на размещение родителей в аудитории. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
  5. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
  6. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
  7. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
  8. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
  9. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
  10. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета колледжа.
  11. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ                                                   НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у колледжа и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других преподавателей колледжа.

Рекомендации по проведению родительского собрания.

Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным "жанром", чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители, для того чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

I этап. Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи - персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний.

Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка, именно поэтому нам кажется разумной подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребенку отдельно.

В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит особо подчеркнуть тот или иной ряд оценок (маркером, например). При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как общеизвестно, что дневник целостной картины развития ученика в учебном процессе не дает.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания. Настрой родителей меняется в лучшую сторону, когда их встречает приветливый педагог в чисто убранном классе.

II этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно включать в себя пять обязательных компонентов:

  • Анализ учебных достижений учащихся класса.
    В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. (С самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи). Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.
  • Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата класса.
    Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма научных знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление "грехов школьников из кондуита" классного руководителя.
  • Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания
    необязательно выделять в отдельный пункт собрания: он может быть естественным образом включен в структуру других составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Было бы неплохо, если бы классный руководитель предложил родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.
  • Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т. д.) состоит из двух составляющих: отчета о проделанной работе и информации о предстоящих делах; финансовые проблемы лучше заранее обсудить с родительским комитетом.
  • Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто такие родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что здесь не судят их, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласен!".

III этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов родительского собрания начинается на самом родительском собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать решения, дать информацию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей. Все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны будут стать: персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

Темы бесед и собраний для родителей

5 – 6 классы.
1.Новое в системе национального воспитания.
2.Роль семьи в формировании у подростков сознательной потребности в системе труда.
3.Содержание морально-эстетического воспитания подростков в семье.
4.Организация летнего труда и отдыха детей в семье.
5.Воспитание здорового ребенка в семье. Сохранение генотипа.
6.Возможности семьи в развитии познавательной самостоятельности учащихся
7.Использование семейных традиций и праздников в патриотическом воспитании.
8.Вред алкоголя и курения.

7 – 9 классы.
1.Пример родителей в воспитании детей.
2.Особенности воспитания подростков в семье.
3.Половое развитие и методы полового воспитания.
4.Книга в семье. Формирование у детей читательских интересов.
5.Активные формы отдыха в вашей семье.
6.Методы профессиональной ориентации школьников в семье.
7.Особенности юношеского возраста и учет их в семейном воспитании.
8.Учебная деятельность старшего школьника и руководство ею в семье.
9.Роль семьи в готовности подрастающего поколения к труду.
10.Привитие любви к красоте родной природы, творения искусства, живописи, литературы и музыки в семье.
11.Изучения корней семейного рода.
12.Утверждение в семье принципов общечеловеческой морали.

 

10 – 11 классы.
1.Основные направления воспитания в семье.
2.Психолого-педагогическое самообразование родителей, как важный фактор повышения их педагогической компетенции.
3.Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

Планирование работы с родителями.

Примерная таблица

Месяц

Родительские собрания

Тематические консультации

Индивидуальные консультации

Совместные

дела с классом

Сентябрь

Особенности  обучения учащихся

 

 

Поход в театр совместно с родителями

Октябрь

 

Встреча родителей учащихся, имеющих затруднения в учебе, со школьным психологом

Эмоциональные проблемы  учащихся (консультации для родителей)

 

Ноябрь

Заседание родительского комитета (по плану)

 

 

Экскурсия в ботанический сад

Декабрь

 (встреча со школьным врачом)

 

 

Праздничная встреча Нового года

Январь

 

Консультация социального педагога для родителей трудных учащихся

Консультация психолога (по запросам родителей)

 

Февраль

Заседание родительского комитета (по плану)

 

 

 

Март

Волевые качества ребенка: как их развивать

 

 

Праздник

Апрель

Дни открытых  дверей в классе

Май

Как организовать отдых  ребенка в каникулы

 

Консультации учителей предметников

 

           

Работа с родителями.

1. Формы работы:

- Изучение семей воспитанников; формирование банка данных о семье и методах воспитания в семье; корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.

- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно- воспитательного процесса, организуемого школой.

- Педагогическое просвещение родителей.

- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

- Взаимодействие с общественными организациями и специалистами (общешкольный родительский комитет, Управляющий Совет Школы, психолог, социальный педагог, инспектор ПДН, Совет профилактики, медработник).

- Педагогическое руководство выборами и деятельностью родительского комитета, помощь в планировании и организации деятельности.

2.Правила индивидуальной работы с родителями:

- Нельзя  встречаться с родителями только по поводу ЧП.

- Найди удобное место и определи время разговора с родителями.

- Наберись терпения выслушать.

- Уместно начать разговор с родителями с самого маленького положительного штриха.

- Закончи беседу не упреками и угрозами или предупреждениями, а контрольными рекомендациями и советами.

- Закончи беседу так, чтобы родитель ушел домой с оптимизмом.

3.Формы работы с родителями:

-  День открытого телефона;-  День открытых дверей; - философский стол;- публичная лекция; - референдум; - конференция;- беседа;- лекторий;- гостиная, круглый стол;- диспут; - тематические консультации;- вечер вопросов и ответов;- открытые уроки;- открытый классный час;- клуб молодой семьи;- педагогические практикумы;- переписка с родителями; - деловые игры с родителями; - анкетирование.- тестирование. - обмен опытом,- обзор педагогической литературы, -встреча в музее.

4. Форма плана работы с родителями.

План работы с родителями                                                                                                                                                           

Месяц

Работа с родительским комитетом  (тематика заседаний и мероприятий)

Педагогическое просвещение (темы родительских собраний)

Индивидуальная работа (посещение семей, встречи с родителями)

Работа с общественностью и специалистами (психолог, инспектор ПДН, врач, библиотекарь, общественные организации и т.п.)

1

2

3

4

5

Сентябрь

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

Январь

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

Март

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

Май

 

 

 

 

Паспорт неблагополучной семьи

 

1.Ученик ____________________________ класса ГБОУ СОШ № 1161

2.Дата рождения ___________ , место рождения _________________________

3.Сведения о родителях:

Сведения

Отец

Мать

1.

ФИО

 

 

 

2.

Дата рождения

 

 

3.

Образование (какое учебное заведение окончил)

 

 

4.

Место работы

 

 

 

5.

Занимаемая должность

 

 

 

6.

Продолжительность рабочего дня

 

 

7.

Наличие судимостей

 

 

8.

Наличие психических отклонений

 

 

9.

Наличие физических отклонений

 

 

 

10.

Нуждается ли в принудительном или амбулаторном лечении

 

 

11.

Употребляет ли алкоголь?

 

 

12.

Употребляет ли наркотики? ПАВ?

 

 

13.

Уклоняются от воспитания?

 

 

14.

Истязает детей (избивает)?

 

 

15.

Вовлекает детей в занятия проституцией, преступную деятельность, пьянство?

 

 

16.

Необходимы ли меры административного, общественного воздействия?

 

 

17.

Необходимо ли лишение родительских прав?

 

 

18.

Необходимо ли отобрание детей без лишения родительских прав?

 

 

19.

Как часто бывает в школе? Посещает родительские собрания? Интересуется школьными делами и друзьями ребенка?

 

 

 

4.Сведения о других, проживающих совместно, членах семьи ( братья, сестры, бабушка, дедушка) :

ФИО

Дата рождения

Родственные отношения

Где учится или работает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Жилищные условия:

Адрес места проживания

 

 

Кому принадлежит жильё?

 

Площадь помещения?

 

Количество комнат

 

Санитарное состояние жилища

 

 

 

6.Характер взаимоотношений:

а) между членами семьи _____________________________________________
__________________________________________________________________

б) интересы детей в семье ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

б) с соседями ______________________________________________________

г) какое влияние на поведение ребенка оказывают окружающие ( члены семьи, родственники, друзья и т.д.? ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Что мешает родителям в воспитании детей(недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых требований в воспитании, собственное асоциальное поведение, другие причины?) _______

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Какая помощь уже оказывалась семье образовательным учреждением, каковы её результаты? ______________________________________________

__________________________________________________________________

Подпись классного руководителя   ________________    _______________

Доминирующие факторы дисфункции семьи

Семья в состоянии развода

Психические травмы, неврастения, снижение успеваемости, бродяжничество, уход из семьи, конфликты с родителями.

Неполная семья (чаще одна мать)

Психологический дискомфорт, самоутверждение, конфликтность с ровесниками, снижение успеваемости. Ранняя половая жизнь.

Отчужденность родителей из-за занятости

Безнадзорность, ложь, общение со случайными компаниями, мелкое хулиганство, употребление алкоголя, наркотиков, участие в групповых кражах.

Недостаточное психолого-педагогическое образование родителей

Эгоизм, низкая успеваемость в школе, агрессивность со сверстниками, конфликты с учителями, мелкое хулиганство. Безнаказанность.

Жестокое и холодное  обращение родителей с детьми

Бродяжничество, уход из дома, жестокость по отношению к животным, агрессивность со сверстниками, непосещение школы, психологический дискомфорт.

Оба родителя алкоголики, полная семья

Безнадзорность, уклонение от учебы, кражи, побеги из дома, бродяжничество, вымогательство, попрошайничество, употребление алкоголя, наркотиков.

Один из родителей алкоголик, полная семья

Низкая успеваемость, уклонение от учебы, неврастения, агрессивность, мелкое хулиганство, бродяжничество, ранняя алкоголизация и половая жизнь.

Родитель-алкоголик в неполной семье

Участие в групповых преступлениях, уклонение от учебы, безнадзорность, хулиганство, кражи, вымогательство, употребление алкоголя, наркотиков.

Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними

Уклонение от учебы, бродяжничество, вымогательство, асоциальное поведение, хулиганство, кражи, педагогическая запущенность.

Семья с опекунами (престарелые, педагогически неграмотны или употребляют алкоголь)

Безнадзорность, бродяжничество, уклонение от учебы, агрессивность, хулиганство, употребление алкоголя, наркотиков, конфликты с опекунами.

 

Примерная схема анализа особенностей и недостатков                   семейного воспитания учащихся.

1.Общая характеристика семьи.

1.1. По составу: полная, неполная, формально полная.

1.2. По семейному микроклимату: гармоничная, проблемная (конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная).

1.3. По типу семейного воспитания (выбрать соответствующее):

- гиперпротекция ( немотивированное удовлетворение запросов ребенка);

- повышенная моральная ответственность (требования  «совершенства», без учета возможностей ребенка);

- эмоциональное отвержение (не соответствие стереотипов восприятия родителей с образом ребенка);

- гипипротекция (ребенок предоставлен сам себе);

- «фобия утраты» (страх потерять ребенка вследствие болезни (возникает, если имели место родовые травмы, а также серьёзные заболевания  в более раннем возрасте у ребенка);

- педагогическая неуверенность (резкая немотивированная смена стилей воспитания – от обожания до отвержения).

1.4. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.

1.5. По отношению к школе родители: поддерживают тесную связь, поддерживают контакты эпизодически, контакты носят случайный характер, не контактируют, противодействуют воспитанию.

 

2. Особенности семейного воспитания:

2.1. Родители создают условия для правильного  развития ребенка:

- нормальные жилищно-бытовые условия;

- организация места для занятий;

- создание домашней библиотеки, видеотеки и т.п.;

- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм .

 

2.2. Родители развивают познавательные интересы ребенка:

- вместе с детьми просматривают познавательные передачи и программы;

- обсуждают, беседуют по различным проблемам;

- совместно проводят досуг;

- ориентируют на необходимость получения профессионального образования

- поощряют занятия ребенка в кружках, секциях, дополнительные занятия с репетитором.

2.3. Родители оказывают помощь в учении, организации домашнего труда.

2.4. Дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье (присутствует фактор экономического воспитания).

2.5.Родители выполняют рекомендации педагогов по воспитанию ребенка, прислушиваются к мнениям и советам.

2.6. Родители видят недостатки в воспитании своих детей и принимают помощь педагогов.

2.7. Семья помогает педагогу в организации учебно-воспитательной работы.

2.8. Родители справляются с воспитанием ребенка.

 

3. Недостатки семейного воспитания (перечислить).

3.1. Причины этих недостатков:

- неблагополучие семьи (микроклимат, здоровье);

- отсутствие единых требований;

- незнание психологических особенностей своего ребенка;

- низкий образовательный и культурный уровень;

- отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний;

- отсутствие контроля, безнадзорность, попустительство;

- использование антипедагогических мер воздействия;

- неправильная оценка ребенка, его идеализация;

- невыполнение рекомендаций педагога;

- неверие в возможности ребенка и в свои силы;

- делегирование воспитательной функции близким родственникам, своим родителям и т.п.

Подпись классного

    руководителя                                                                                       дата

 

 

Протокол

родительского собрания № _____

 от «___» _____________ 2_____г.

Тема родительского собрания:

 

Присутствовали: _____ человек

 

Приглашены:

 

 

Отсутствовали:

 

 

По теме собрания выступили:

 

 

 

 

 

 

Решение собрание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный  

Председатель

руководитель 

родительского комитета

 

Листок учета посещений родительских собраний

 

ФИО родителей

Даты проведения родительских собраний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Деловая игра

«Планирование воспитательной работы в классе»

Цели:

1)     выявить запросы и ожидания родителей обучающихся по отношению к организации воспитательного процесса в классе;

2)     способствовать более активному участию родителей в жизнедеятельности класса и воспитательной работе с учащимися.

Участники: родители учащихся младшего или среднего школьного возраста, классный руководитель обучающихся.

Подготовительная работа

1.      Классный руководитель разрабатывает сначала замысел, а затем – сценарный план проведения деловой игры.

2.      Педагог приглашает родителей для участия в родительском собрании.

3.      Группа детей изготавливает жетоны шести цветов в количестве 30-36 штук (в зависимости от численности обучающихся и количества родителей, регулярно участвующих в родительских собраниях) и 6 табличек для игровых групп.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а)      30-36 жетонов желтого, красного, зеленого, голубого, белого и синего цвета;

б)     таблички с названиями игровых групп: «Родители», «Дети», «Учителя», «Администрация школы», «Воспитатели ГПД», «Бабушки-дедушки»;

в)     в центре классной доски – название темы родительского собрания;

г)      оборудованные рабочие места для ведущего игры, в качестве которого выступает классный руководитель, и для шести родительских групп (стол с прикрепленным к нему листом цветной бумаги и табличкой с названием группы, стулья, бумага, ручки, карандаши);

д)     6 карточек с опорными словами, раскрывающими содержание основных направлений развития детей:

-         эстетическое развитие: художественный вкус, воображение, ориентировка в искусстве, чувство прекрасного;

-         духовно-нравственное развитие: доброта, честность, чуткость, внимание к окружающим, уважение, милосердие;

-         физическое развитие: сила, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, здоровый образ жизни;

-         коммуникативное развитие: культура общения, речь, взаимопонимание, дружба, коллектив;

-         интеллектуальное развитие: мышление, память, внимание, восприятие, воображение, познавательные потребности и мотивы, интерес к учебе;

-         развитие самопроцессов: самоанализ, самоопределение, самопроектирование, саморазвитие, самореализация, самоутверждение, самопознание, самооценка.

Ход деловой игры

При входе в учебный кабинет класса каждый родитель вытаскивает из непрозрачного мешочка жетон и занимает рабочее место за столом, к которому прикреплен лист бумаги, схожей по цвету с жетоном.

Классный руководитель называет тему и цель деловой игры, разъясняет правила участия в ней.

В каждой игровой группе выбираются «делегат» (представляет мнение группы остальным участникам игры) и «секретарь» (записывает идеи (мнения) членов группы).

Разминка. В ходе разминки родителям необходимо в течение трех-пяти минут в соответствии со своей игровой ролью продолжить фразу: «Воспитательная работа в классе – это …».

После группового обсуждения «делегаты» зачитывают продолжения незаконченной фразы.

Первый этап. Педагог кратко напоминает родителям об основных направлениях развития детей, раздает карточки с опорными словами, раскрывающими содержание направлений развития, а затем предлагает группам в соответствии со своими игровыми ролями выбрать наиболее значимое направление личностного развития детей. В течение 3-5 минут группы выполняют это задание, и «делегаты» информируют участников игры о результатах группового обсуждения.

Второй этап. Представитель каждой группы вытаскивает из мешочка карточку с названием одного из направлений личностного развития школьников, в соответствии с которым в группе будет осуществляться планирование воспитательной работы в классе на новый учебный год. Ведущий предлагает игровым группам разработать пакет из трех идей:

1)     тактической (адресуется директору школы);

2)     стратегической (в адрес начальника городского управления образования);

3)     фантастической (адресуется министру образования и науки Российской Федерации).

После группового обсуждения «делегаты» представляют разработанные в группах пакеты идей.

Третий этап. Игровым группам предлагается составить перечень наиболее важных совместных дел по своим направлениям, которые можно включить в план работы классного коллектива на новый учебный год. В ходе обмена мнениями участники вносят предложения в план работы и выделяют главные из них. «Делегаты» информируют о наиболее важных предложениях своих групп.

Рефлексия. Каждый из родителей, уже не в соответствии со своей ролью, продолжает фразу: «Участвуя в игре, я понял(а), что …».

Классный руководитель благодарит родителей за активное участие в деловой игре и выражает надежду на посильный вклад родителей в подготовку и проведение намеченных совместных воспитательных дел.

 

      Рекомендации по проведению
родительских собраний вместе с учащимися

 

1. Цель должна быть четко сформулирована («Если ты не знаешь, куда плыть, то никакой ветер не будет попутным». Сенека).

2. Желательно пригласить специалиста: психолога, социального педагога, врача-нарколога.

3. Следует познакомиться с литературой по теме собрания.

4. Нужно продумать подготовительный этап (до собрания предложить вопросы для обсуждения, анкету, провести классный час, родительское собрание и т. п.).

5. Формы работы должны быть активными («вовлеки меня, и я пойму»): работа в группах, деловые игры и т. п.

6. Продумать организацию рефлексии (сформулировать вопросы, фразы, которые нужно закончить).

7. Помещение должно быть проветрено, подумайте, как удобнее разместить участников собрания, как оформить доску; приготовьте карандаши, бумагу.

8. Помните, что на таком собрании нельзя говорить об успеваемости и поведении конкретных учащихся, создайте доверительную, а не обвинительную атмосферу.

9. Помните, что родители обязательно должны узнать что-то хорошее о детях.

10. Не забудьте поблагодарить всех участников собрания.

Взрослым полезно услышать мнение детей, увидеть их рост, а ребятам важно, чтобы их услышали (дома могут и отмахнуться). Собрание – это общее дело. Следовательно, есть темы для совместного разговора, обсуждения. Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис, умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника».

Проблемы компьютерной зависимости

     

                    Компьютер-мясорубка для информации.
          Компьютер-это резонатор того интеллекта,
           с которым человек к нему обращается.

                              В.Г.Кротов

 

Одной из проблем современного информационного общества являются новые для педагогики проблемы – игромания и  компьютерная зависимость. Это увлечение компьютерными играми, интернет-технологиями, игровыми автоматами, азартными играми. Игромания – увлечение или болезнь? Психиатры утверждают – игромания  лечится, но бороться с зависимостью нужно на ранней стадии. Болезнь начинается с привязанности к компьютерным играм, которая превращается в паталогию.

Игра – это взаимодействие. И не важно с кем: с людьми, компьютером или же с самим собой.

Критерии, определяющие

начало компьютерной  зависимости:

   беспричинные частые и резкие перепады настроения  от подавленного до эйфорически - приподнятого;

   болезненная и неадекватная реакция на критику;

   нарастающая оппозиционность к родителям, друзьям, значительное эмоциональное отчуждение;

   ухудшение памяти, внимания;

   снижение успеваемости, прогулы занятий;

   уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимого дела;

   пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка,

   появляющаяся изворотливость, лживость;

   неопрятность, неряшливость нехарактерные  ранее;

   приступы депрессии, страха, тревоги.

 

Памятка для родителей

по использованию компьютера ребенком

 

   Для того чтобы родители могли контролировать использование ребенком компьютера, они сами должны хотя бы на элементарном уровне уметь им пользоваться.

   Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном.

   Через каждые 20-30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв.

   Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5 - 2 часов в сутки.

   Если ребенок посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе (зале) он бывает и с кем там общается.

   Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.

   Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителей.

    Контролируйте, какие именно Интернет - сайты посещает ваш ребенок.

 

Памятка для родителей

«Правила семейного воспитания»

Уважаемые папы и мамы!

   Вряд ли простой бумажный лист с памяткой сможет заставить вас по-иному взглянуть на общение с вашим ребенком. Но если вы — человек, который живет не только прошлым, но и настоящим, при этом старает­ся заглянуть в будущее — эта памятка поможет вам сохранить тепло взаимоотношений с вашим ребенком. Повесьте ее в своем офисе, над сво­им рабочим столом и иногда анализируйте, насколько вы соответствуете требованиям и правилам этой памятки.                                                                                                                                              А еще — не заменяйте живое общение с ним на ваши фотографии на его письменном столе!

1. Помните, что ваша семья и ваш ребенок - это самая большая цен­ность вашей жизни!

2. Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляй­те её в списке своих «больших и важных » дел на «потом».

3. Внятно и доступно объясните своему ребенку, почему вы вынуж­дены работать с утра до ночи.

4. Познакомьте ребенка со своей работой. Пусть он почувствует, насколько важно и значимо ваше присутствие для многих людей, работающих вместе с вами.

5. Не жалуйтесь своему ребенку, рассказывая ему о вашей работе. Ожидая вас с работы, он не должен думать о том, как вам там плохо.

 

 

 

6. Рассказывайте ребенку о своих успехах и достижениях, демонст­рируйте ему свою успешность.

7. Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения домой было максимально интенсивным.

8. Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собствен­ным ребенком.

9. Старайтесь сделать вашу беседу с ребенком эмоциональной в по­ложительном плане.

10.Интересуйтесь не только отметками в дневнике, постарайтесь оценить и узнать его душевное состояние, впечатления от прожитого дня, от общения с друзьями и сверстниками.

11.Если есть немного свободного времени, потратьте его на то, что­бы познакомиться и пообщаться с его друзьями и товарищами.

12.Не тратьте вечера на телевизор, необязательные телефонные звонки, уборки и стирки, лучше обнимите своего ребенка и пошепчитесь с ним о самом важном, дорогом и сокровенном и для него, и для вас!

13.Изучайте своего ребенка, знакомьтесь с его внутренним миром вов­ремя, бойтесь опоздать!

14.Не откупайтесь от  своего ребенка подарками, например, за позднее возвращение домой или невыполненные обещания: пройдет немного времени, и он будет ждать не вас, а подарок.

15.Учите вашего ребенка традициям ожидания близких людей дома. Пусть это будет вашим красивым, теплым добрым ритуалом: краси­вая салфетка на столе, ароматный чай, уютный свет, приятная музы­ка и родители, которые входят в дом. Пройдет совсем немного вре­мени и родители, заложившие такую традицию, сами будут также ожидать своих повзрослевших детей, чтобы пообщаться с ними...

16.Не обрывайте своего ребенка на полуслове, не спешите, дайте ему выговориться, постарайтесь внимательно выслу­шать его.

17.Не отталкивайте и не отмахивайтесь от него, дайте ему возможность обнять вас, прижаться к вам. Это дает ему эмоциональный заряд на новый день, новые встречи, дает ощущение счастья и уверенности в завтрашнем дне. Не лишайте ребенка этого ощущения!

18.Помните! Лишая своего ребенка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ними в старости!

Помните - бумерангу свойственно возвращаться!

 

Памятка для родителей

по предупреждению детской агрессивности

        1.  Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и до­верия.

        2.  Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний,

             не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

        3.  Не ставьте своему  ребенку  каких бы то ни было условий.

        4.  Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

        5.  Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

        6.  Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку

             в угоду чему-либо.

        7.  Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

        8.  Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

        9.  Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость

             от его учебных успехов.

      10. Помните, что ребенок — это воплощенная возможность!

            Восполь­зуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

 

Анкета для родителей,

направленная на выявление интересов учащихся.

Цель: выявить интересы и увлечения первоклассников, возможности и условия их реализации

Ход проведения. На родительском собрании или во время индивидуальных встреч учитель предлагает родителям заполнить анкету

Анкета

Уважаемые родители! Важное значение в формировании личности ребенка играют его потребности, интересы и увлечения. Необходимо помочь детям найти интересное и полезное дело, выбрать занятие по душе. Для этого надо объединить усилия семьи и школы. Предлагаем Вам сделать первый шаг в совместной работе – искренне ответить на следующие вопросы:

1.      Чем больше всего любит заниматься Ваш ребенок в свободное время? Подчеркните не более пяти ответов из предлагаемых:

-         слушать и читать книги, журналы, газеты;

-         смотреть телевизор;

-         ходить в кино;

-         работать на компьютере;

-         посещать театры, концерты;

-         посещать музеи, выставки;

-         слушать музыку;

-         играть на музыкальных инструментах;

-         помогать родителям дома, на приусадебном участке (даче), в огороде и т.д.;

-         мастерить, ремонтировать;

-         заниматься в кружках технического творчества;

-         заниматься рукоделием (шить, вязать);

-         заниматься кулинарией;

-         рисовать;

-         заниматься фотографией;

-         заниматься в кружке художественной самодеятельности (петь, танцевать и т.д.);

-         играть в различные подвижные игры;

-         заниматься физкультурой и спортом;

-         проводить время в компании с друзьями;

-         ничего не делать;

-         что еще (допишите) ________________________________________________________

________________________________________________________________

2.      Посещает ли Ваш ребенок кружок, клуб, секцию, студию. Подчеркните один из двух ответов:

-         да;

-         нет.

Если Вами выбран ответ «да», то напишите название кружка, клуба, секции, студии и наименование учреждения, где проходят занятия _____________________________________

__________________________________________________________________

3.      Как Вы относитесь к интересам и увлечениям Вашего ребенка? Выберите и подчеркните один из предлагаемых ответов:

-         положительно;

-         трудно сказать;

-         отрицательно.

4.      Чем увлекаются члены Вашей семьи _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.      Какое направление дополнительного образования детей Вы хотите рекомендовать своему ребенку? Подчеркните не более двух из перечисленных:

-         художественно-эстетическое;

-         научно-познавательное;

-         физкультурно-спортивное;

-         научно-техническое (техническое творчество);

-         туристско-краеведческое;

-         военно-патриотическое;

-         эколого-биологическое.

6.      Назовите, пожалуйста, фамилию и имя своего ребенка-первоклассника ________________

__________________________________________________________________

Обработка полученных результатов. Количественный анализ результатов анкетирования позволяет выявить наиболее популярные и редкие интересы и увлечения детей. Можно на основе полученных данных составить карту интересов и увлечений учащихся. Особое внимание следует уделить ответам родителей на пятый вопрос, которые в своей совокупности можно рассматривать в качестве социального заказа родителей учебному заведению. Их необходимо учитывать при проектировании системы внеурочной деятельности младших школьников.

 

 

 

Фотоальбом

Май 2019
ПВСЧПСВ
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Погода в Грозном
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации Официальный сайт Министерства образования и науки Чеченской Республики Официальный сайт Департамента образования Мэрии города Грозный Чеченский институт повышения квалификации работников образования НАША НОВАЯ ШКОЛА Электронный мониторинг Всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть Федеральный Государственный Образовательный Стандарт